ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Сам характер работы в детском доме предъявляет к специалистам высокие требования. Прежде всего, это эмоциональная постоянная напряжённость, высокий уровень ответственности, наличие психотравмирующих событий и многое другое. Выполнение работы сопровождается низкой степенью социальной защищённости и многофункциональностью социально ответственной деятельностью. Воспитатели для воспитанников являются примером взрослого поведения, детско-родительских отношений; они должны демонстрировать адекватные половые и гендерные модели, служить источником информации в сфере экономической социализации; виды психологической защиты и копинг-стратегии копируются у воспитателей. При этом отсутствуют однозначные рекомендации по построению взаимоотношений с детьми.
Проведенные специалистами исследования взаимоотношений в закрытых интернатных заведениях демонстрируют огромное влияние стиля общения воспитателя на социальный статус ребёнка в группе, его развитие.
Одни специалисты (А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых и др.) отмечают, что часто педагоги и воспитатели детских домов, принимая в качестве критического фактора, определяющего особенности психического развития детей в закрытом учреждении, трудности их обучения и воспитания, отсутствие положительного влияния семьи, пытаются построить свои отношения с воспитанниками по типу семейных, ставя перед собой цель, непосредственно заменить детям отца и мать. Другие – считают, что дети обязательно должны называть их мамами, и имитируют семейные отношения; при этом чрезмерно эксплуатируется эмоциональная сторона общения, что, однако, не приносит желаемых результатов, а лишь эмоционально изматывает, выхолащивает педагога (недаром возникло понятие «эмоциональное донорство»).
В.С.Мухина утверждает, что в детском доме воспитатель никогда не имеет права строить с ребёнком индивидуальные любовные отношения, отдавать предпочтение то одному, то другому ребёнку. У него должна быть профессиональная позиция. Неправильное поведение воспитателя приводит к тому, что ребёнок теряет сезитивность, способность к созданию дружеских отношений.
На протяжении последних лет были предприняты попытки разработать модель воспитателя образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это, прежде всего разработки специалистов Курганской области, Ярославской области (Преодоление трудностей социализации детей-сирот./Под ред. Л.В.Байбородовой, ЯПУ , 1997), Московской области и ряда других регионов.
Деятельность воспитателя интернатного учреждения сложна и многообразна. В число обязанностей воспитателя детского дома (в модели специалистов Курганской области) входит:
1. Изучение индивидуальных возможностей воспитанников, интерпретация полученных данных в соответствии с известными сведениями о жизни ребёнка до поступления в детский дом.
2. Диагностика, коррекция и прогнозирование характера и уровня развития ребёнка (личностного, социально-психологического в сочетании с данными медицинских работников о здоровье детей).
3. Планирование работы с группой («семьёй») и индивидуальной работы с каждым ребёнком на основе дифференцированного подхода.
4. Помощь детям в адаптации при поступлении в детское учреждение: детский дом, детский сад, школу и др.
5. Создание необходимых условий в «семье» для обучения в школе, проявления активности ребёнка (двигательной, интеллектуальной, познавательной, социальной, творческой, поведенческой).
6. Стимулирование усилий ребёнка, подростка по самопознанию, самооценке, совершенствованию, саморегуляции.
7. Постоянное внимание к условиям и отношениям, в которых идёт процесс формирования личности воспитанника.
8. Руководство процессом социализации воспитанников, т.е. усвоение ими социальных ролей, норм, правил общества, ближайшего окружения в утверждении социального статуса.
9. Налаживание и регулирование взаимоотношений детей в «семье» (группе) и с детьми детского дома в целом (межгрупповое, межличностное общение). Предупреждение и помощь в разрешении возникающих конфликтов.
10. Регулирование взаимоотношений ребёнка с педагогами, воспитателями в детском доме и школе и др.
11. Помощь детям в установлении контакта с близкими родственниками, в отыскании родителей, поддержки положительных семейных традиций.
12. Целенаправленное и последовательное приучение детей к навыкам самообслуживания на основе выработки житейских умений, навыков.
13. Своевременные сигналы руководству учреждения о проблемах у ребёнка: переживаниях, тревогах, кризисах и т.п., которые не могут быть преодолены силами воспитателя.
14. Периодические срезы с целью отслеживания хода и результата развития детей, результатов проводимой коррекции.
15. Ведение необходимой документации (планы, дневники и др.).
16. Обсуждение хода воспитательного процесса с коллегами, администрацией.
17. Подготовка отчётов перед руководством с элементами анализа.
18. Постоянное самосовершенствование, творческий рост, активное участие в методической работе.
Для того чтобы определить объём знаний, навыков и умений, требуемых для эффективной работы воспитателя, следует проанализировать требования, предъявляемые при аттестации педагогических работников. Наиболее полно они сформулированы в «Методических рекомендациях по аттестации руководителей, заместителей руководителей и воспитателей детских домов и школ-интернатов для детей-сирот», разработанных в ИПК и ПРНО МО авторским коллективом в составе М.И.Мухина, Л.Я.Олиференко, Л.К.Сидоровой, П.В.Худоминского.
Воспитатели образовательных учреждений для детей-сирот (Детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и др.) должны обладать определённым объектом теоретических знаний и профессиональных умений. Оценка работы воспитателя определяется уровнем его квалификации (теоретическими знаниями), профессионализма и продуктивности деятельности.
Воспитатель второй квалификационной категории должен знать:
· Конституцию РФ, Законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию ООН о правах ребёнка, Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику воспитательной работы; основы государственной молодёжной политики, гражданского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
· базисный учебный план им минимальные требования к уровню знаний воспитанников;
· основные направления развития воспитания в системе вариативного образования;
· требования к аттестации педагогических кадров;
· принципы и методы комплектования первичного коллектива;
· основы трудового законодательства, охраны труда и техники безопасности;
· требования к ведению учебно-воспитательной документации;
· требования к санитарно-гигиеническому режиму в образовательном учреждении и сохранению здоровья воспитанников; основы валеологии;
· требования и формы устройства детей на воспитание в семью;
· основы конфликтологии;
· педагогические технологии работы с детьми-сиротами;
· основные закономерности развития личности;
· принципы организации детского самоуправления;
· содержание, принципы и методы коррекционно-развивающего обучения детей;
· неформальные нормы и правила, обычаи, традиции организации жизни и деятельности воспитанника в условиях детского дома;
· психологические особенности развития детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот;
· требования к профориентационной работы с детьми;
· содержание деятельности по формированию у воспитанников навыков по самообслуживанию;
· нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарём и др.
Для оценки профессиональных умений воспитателя второй категории могут быть использованы следующие укрупнённые показатели:
1. Анализировать свою собственную деятельность.
2. Обеспечивать чёткость, конкретность планирования деятельности.
3. Обеспечивать выполнение требований законодательства об обязанности получения воспитанниками основного общего образования.
4. Осуществлять защиту прав воспитанников.
5. Владеть техникой организации личной работы.
6. Организовывать воспитанников на работу по самообслуживанию.
7. Проводить работу по профессиональному самоопределению.
8. Оказывать помощь детскому самоуправлению.
9. Содействовать трудоустройству воспитанников и в получении ими жилья.
10. Обеспечивать выполнение воспитанниками режима дня.
11. Организовывать досуг воспитанников и получения ими дополнительного образования.
12. Изучать индивидуальные особенности ребёнка.
13. Проводить коррекционно-развивающую работу (групповую, индивидуальную).
14. Осуществлять работу по профилактике правонарушений.
15. Координировать деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.
16. Владеть коммуникативными умениями как условием активизации познавательной деятельности воспитанников.
17. Взаимодействовать с родственниками воспитанников.
18. Систематически пополнять свои знания путём самообразования.
Воспитатель, претендующий на первую квалификационную категорию, кроме того, должен уметь организовать методическую помощь воспитателям, владеть методами педагогической диагностики, обобщать педагогический опыт, уметь методически грамотно анализировать и критически оценивать учебный материал, учебные пособия, средства обучения и творчески их использовать.
Воспитатель, претендующий на высшую квалификационную категорию, дополнительно должен уметь и проводить опытно-эксперементальную работу, организовывать инновационную деятельность, разрабатывать программу развития образовательного учреждения по определённому разделу, использовать современные информационные технологии.
Продуктивность деятельности воспитателя образовательного учреждения для детей-сирот определяется следующими показателями и критериями:
1). Организация самоподготовки воспитанников, взаимопомощь:
· уровень знаний и умений воспитанников;
· его соответствие требованиям базисного учебного плана и обязательному минимуму содержания образования.
2). Проведение занятий развивающего характера:
· умение играть с детьми, создавать развивающие ситуации в процессе игры;
· наличие методических пособий, игротеки и другого арсенала для проведения развивающих игр и занятий;
· вовлечение воспитанников в художественное, техническое творчество, спортивные секции, другие объединения по интересам.
3). Создание условий проживания детей; комплектование разновозрастных групп с соблюдением родственных отношений между детьми; соблюдение санитарно-гигиенических требований; соблюдение охранительного режима; выполнение воспитанниками режима дня; сохранность здоровья воспитанников, привитие навыков ведения здорового образа жизни; организация коррекционной работы с воспитанниками; установление и развитие педагогически целесообразных взаимоотношений с участниками педагогического процесса (психологом, социальным педагогом, логопедом, врачом).
4). Отношение с коллегами:
· психологически комфортный микроклимат;
· предотвращение и разрешение конфликтов.
5). Самообразование воспитателя:
· периодичность, систематичность работы;
· творческая целеустремлённость;
· продуктивность.
К личностным качествам воспитателя относятся: любовь к детям; общественная активность; единство слова и дела; любовь к профессии; ответственность, добросовестность; увлечённость делом, трудолюбие; творчество в учебно-воспитательном процессе и др.
|