В процессе воспитательной работы воспитатель должен обеспечить:
· формирование гражданских качеств, необходимых для выпускников в общество;
· формирование культуры поведения в доме, общественных местах;
· формирование у воспитанников позитивного отношения к нормам и правилам социального взаимодействия, правовую грамотность;
· организацию коллективной, групповой, индивидуальной деятельности воспитанников;
· формирование навыков межличностного общения и коллективной деятельности;
· знакомство с историей, культурными ценностями города, села;
· умение воспитанников пользоваться инфраструктурами района, города, посёлка;
· подготовку к самостоятельной жизни;
· знакомство с семейными традициями, системой родственных связей, генеалогическим древом и др.;
· организацию самообслуживания воспитанников, трудовую деятельность воспитанников на приусадебном хозяйстве, в теплице и т.д.;
· проведение профессиональной ориентированности воспитанников;
· установление деловых связей с социумом; контакты с выпускниками детского дома.
Приведённый выше перечень знаний, умений, личностных качеств воспитателя выглядит достаточно громоздким, но он даёт определённое представление о многогранности и сложности работы воспитателя интернатного учреждения. Очевидно, что эффективно выполнять обязанности воспитателя, успешно решать проблемы социализации социальных сирот могут лишь специалисты, имеющие особую специальную подготовку.
Большую помощь в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, оказывает социальный педагог. Социальный педагог не так давно появился в детском доме, но круг его обязанностей уже вполне сложился.
Основные задачи социального педагога детского дома – это защита прав, социальная адаптация и реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При реализации этих задач он в своей работе руководствуется необходимостью соблюдения прав детей и создания условий для их успешной социализации.
Социальный педагог взаимодействует с директором, воспитанниками и их родителями, воспитателями, психологами, медицинскими работниками, социальными педагогами других учреждений. Для достижения своих профессиональных целей он устанавливает контакт с представителями государственных органов управления, общественных организаций, учебных заведений со всеми структурами, в которых необходимо представлять интересы воспитанников и выпускников до 18 лет, участвует в работе педагогического совета, осуществляет контакт со службами по социальной защите семьи и детства.
Содержание работы социального педагога определяется необходимостью оказать помощь администрации учреждения в трудоустройстве воспитанников и выпускников, в социальной адаптации и реабилитации воспитанников.
К обязанностям социального педагога детского дома относятся следующие:
· систематически работать по охране прав воспитанников и выпускников;
· проводить социальные работы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и профессиональному самоопределению;
· следить за соблюдением прав детей в детском доме, в школе, в отношениях с родственниками;
· отстаивать юридические и финансовые интересы воспитанников перед государственными, общественными, производственно-комерческими структурами;
· работать в постоянном контакте со всем коллективом детского дома;
· вести работу с родственниками, знакомыми детей, опекунами, будущими усыновителями;
· представлять интересы воспитанников от имени детского дома в органах милиции или в суде;
· организовывать правовое просвещение среди педагогов детского дома и воспитанников, разъяснять их права и обязанности;
· выступать как организатор в сотрудничестве с администрацией, психологом, воспитателями, другими работниками;
· создавать условия для профессионального самоопределения подростков, помогать в выборе подходящего учебного заведения и сборе всех необходимых документов, способствовать поступлению на подготовительные курсы;
· вести работу по соблюдению жилищных прав воспитанников. Социальный педагог несёт ответственность за своевременную подготовку документов для получения жилья и его подбора;
· систематически проводить работу по сбору информации и накоплению документов, необходимых для решения жилищных вопросов выпускников, а также документов юридического статуса ребёнка: розыск родителей, родственников, взимание алиментов, оформление пенсий;
· осуществлять патронаж детей, нуждающихся в социально-медицинской помощи;
· подготавливать документы при переводе ребёнка в другое учреждение;
· вести учёт фактов асоциального поведения воспитанников и обеспечивать своевременную помощь;
· собирать информацию о выпускниках, консультировать их, организовывать помощь в решении возникших у них проблем;
· планировать, вести запись и регистрацию всех видов работ. Докладывать о результатах своей работы с соблюдением сроков и форм отчётности;
· оформлять и вести личные дела воспитанников. Социальный педагог несёт персональную ответственность за их сохранность;
· помогать детям адаптироваться в новом коллективе, устанавливать контакт друг с другом и педагогами;
· совместно с администрацией выделять приоритетные направления социально-педагогической работы и формулировать конкретные задачи работы с детьми и подростками в соответствии с содержанием работы социального педагога;
· проводить индивидуальную работу с детьми, направленную на адаптацию воспитанников к широкому социальному окружению за пределами детского дома.
Большую помощь в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, оказывает психолог.
Основные задачи психолога детского дома – это психологическая адаптация и реабилитация воспитанников, профилактика и коррекция психологическими методами причин нарушений в обучении и воспитании, обеспечение полноценного формирования личности воспитанников. Психолог в своей работе руководствуется, прежде всего, интересами воспитанников и задачами его всестороннего развития.
Содержание работы психолога определяется:
· необходимостью обеспечения полноценного психического развития детей, оставшихся без попечения родителей, на каждом возрастном этапе, формирование у воспитанников способностей к самовоспитанию и саморазвитию;
· важностью обеспечения индивидуализированного подхода к каждому воспитаннику в соответствии с этим значимостью психолого-педагогического изучения детей на протяжении всего периода пребывания в детском учреждении интернатного типа;
· Необходимостью проведения специальной работы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.
Психолог детского дома обязан рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящиеся в компетенции других специалистов.
Он должен знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также детской и педагогической психологии, специальной практической психологии, применять современные научно обоснованные методы диагностики, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
В решении всех вопросов исходить из интересов воспитанников, задач полноценного психического развития.
Психолог должен оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу детского учреждения интернатного типа в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития воспитанников. Оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем.
Перечень обязанностей социального педагога и практического психолога даёт представление о той квалификации, которой должны обладать указанные специалисты.
|